20.01.16. Сообщение от жительницы Донецка.
"18 января, год назад начался более, чем месячный, период войны. Было воскресенье, канун Крещения. Началось утром, обстреляли самый центр города, летело туда, откуда никогда не стреляли и где отродясь не было военных объектов. Гибли люди, много людей, дети. В пятницу, 16 января, прощаясь с ученицами (вообще были каникулы, но девочки приходили уборку сделать, мелочи какие-то), я сказала: - "Ну, до понедельника, увидимся!" В понедельник начиналось второе полугодие. Но оно не началось ни в этот понедельник, ни в следующий. Начались непрерывные обстрелы, более страшные чем в июле-августе 2014г. Тогда тоже было очень страшно, но по-другому. Теперь летело не прекращая, мы просто перестали прятаться в погреб, потому, что тогда бы мы из него не выходили. Я сидела в Инете, ко мне жались и мелко тряслись три моих собаки.
Особенно я запомнила 21 января 2015 года, перед днем Соборности Украины, днем единства страны. Обстрел длился 18 часов, (восемнадцать), изматывающий кошмар, ставший яркой точкой в тягучей череде дней, когда летело, падало, выло, бахало, сыпалось, стучало, вибрировало и тряслось. СМИ молчали, и украинские, и российские. Только горловчане, дончане кричали в сетях - "Нас убивают!", а в СМИ иногда мелькала ленивая фраза - "Горловку обстреляли". Помню цифру: за неделю 109 погибших жителей Горловки, убитых мирных. СМИ молчали.
10 февраля приняла решение перейти в другую школу, ближе к дому, не было денег ни на проезд, ни на хлеб. Перейти в школу в более безопасном районе. Поехала подтянуть хвосты по журналам, без этого начальство не отпускало на новую работу. Попала с подругой под Ураганы. Мы сидели в маленьком коридорчике на третьем этаже пустой школы, прижавшись друг к другу, обняв журналы и повторяли: - "Ой, мамочки!" Грохот был неимоверный, тряслись стены, стекла выгибались в разные стороны - и мы, две училки с журналами в маленьком коридорчике, почти сидя на полу. Но, самым страшным было не это. Когда притихло - нужно было быстро попасть домой, ехать через весь город, а до этого - добраться до остановки. Прибежавшая с улицы женщина, сообщила, что автобусы не ходят в эту часть города, потому что идет обстрел. Перспектива оказаться на пустой остановке под Градами и Ураганами - была страшнее всего. От ужаса сводило зубы. Нас подкинули на машине случайные люди. Проезжая мимо труб водоканала - увидела последствия обстрела Ураганами - раскуроченные в 8-10 местах огромные, в рост здорового мужчины, водопроводные трубы. Когда ехали в школу - они были целые. Из труб, застывая в красивые причудливые фонтаны, била вода, которая шла в город.
Второе полугодие для меня началось 24 февраля, в другой школе, с другими детьми. С тех пор не планирую на понедельник, на завтра и даже на сегодня. Иногда получается, что "Завтра была война". Прошел год и за окном я слышу канонаду, заканчивается второй год войны..."